Обзор средств доставки спутников низколетов на орбиты 1200км.

 

 

В начале 70 годов, после начала развертывания на орбите разведывательных спутников в СССР и США начали проектировать различные противоспутниковые системы. В 1977 году ответ на развертывание в СССР программы ""спутников-убийц" США, в рамках Стратегической оборонной инициативы (Strategic Defense Initiative (SDI), объявили о начале работ по программе ASAT (Anti-Satellite Missile). Авиационный ракетный комплекс перехвата (АРКП) предназначенный для поражения искусственных спутников Земли противника на низких орбитах разрабатывался на конкурсной основе американскими фирмами Vought, Boeing и McDonnell Douglas . В 1979 году фирма Vought победила в конкурсе и получила контракт на производство противоспутникового комплекса получившего обозначение ASM-135A ASAT.  В состав АРПК входит самолет-носитель (первым стал модернизированный истребитель F-15A s/n 76-0086) и 2-ступенчатая ракета ASAT известная так же как ALMV (Air-Launched Miniature Vehicle). Ракета подвешивается под фюзеляжем. (Для превращения серийного истребителя F-15А в носитель ASAT потребовалась установка специального подфюзеляжного пилона.) Ракета ASAT является двухступенчатой ракетой. В качестве первой ступени применен усовершенствованный ракетный твердотопливный двигатель SR75-LP-1 тягой 4500 кгс (устанавливается на тактической аэробаллистической ракете AGM-69 SRAM), в качестве второй - ступень Vought Altair III с твердотопливным двигателем Thiokol FW-4 с тягой 2720 кгс (подобная ступень использовалась в  четвертой ступени ракеты-носителя Vought Scout B). Полезной нагрузкой является малогабаритный перехватчик MHIV (Miniature Homing Intercept Vehicle), имеющий вес 15,4 кг, длину 460 мм и диаметр около 300 мм. Максимальная высота перехвата спутника составляет 560 км (350 миль). Первое приближенное к боевому испытание было проведено в Калифорнии 13 сентября 1985 г. Истребитель F-15А (s/n 77-0084) состава 6512-ой Испытательной эскадрильи поднялся с авиабазы Ванденберг. После набора высоты в 24384 метров (80000 футов ) была запущена ракета ASM-135A. Ей был уничтожен американский спутник Solwind P78-1 на высоте 555 км (345 миль).  Всего было выполнено пять пусков ASAT, последний из которых состоялся 30 сентября 1986 года. В начале 1988 гг. работы по системе ASAT были прекращены по решению Конгресса США, по-видимому, в результате неофициального соглашения с Россией.  Возможно это был очень продуманный шаг. Так как развитие этого подхода автоматически вывело бы Россию на низкую орбиту (сама догадаль бы) и она бы геомонопольно сейчас транзитила весь трафик Интернета через себя. Заморозив развитие космической группировки России в сторону низкой орбитальных ретрансляторов, наши друзья по планете (СшА) сегодня прошли своим оборудованием по длине России оптикой с латинизированным софтом. И сейчас стремятся оттиражироваться ежиком базовых станций транковой сотовой и WiFi станций. К Большому острову (Евразии) уважаемые партнеры по планете пришли оптикой по Атлантике в Англию (сервер K) и по Тихому океану в Японию (сервер M). По линии ближнего Востока и арабских стран оптикой не пройдешь, постоянные конфликты (протестанты, католики, иудеи - ислам и Восточные конфессии). Поэтому, пока  по России хорошо наземно оптикой на латинице, как говориться, что доктор прописал, до нужды Интернета.

Самолет-носитель
Год
Скорость полета ракеты, км/ч
Дальность действия, км
Высота пуска, м
Длина ракеты, мм
Диаметр корпуса ракеты, мм
Стартовый вес , кг
Вес БЧ, кг
Тип БЧ

F-15
1984
24000
560
15000-24000
5420
510
1180
15.4
Vought MHV

www.airwar.ru/weapon/avv/asm135.html

Вывод самолета в расчетную точку пуска ракеты предусматривалось производить по командам с центра управления воздушно-космической обороны, которые будут отображаться в кабине летчика. Большинство операций по подготовке к пуску выполняется самолетной ЭВМ. Задача пилота - выдерживать заданное направление и пуска ПР при получении сигнала от ЭВМ в интервале 10-15 с. Аналогичная система создавалась и в СССР. Противоспутниковые ракеты запускались с истребителя МиГ-31Д. Однако работы по подобным системам  в США не прекращены и проводятся в настоящее время в рамках программы KE ASAT. При этом используются новейшие технологии, отработанные в рамках программ ПРО. Прототип перехватчика нового поколения ниже.

http://www.armscontrol.ru/course/lectures05a/yvs050428s.htm

Недостатки очевидны. Мал вес спутника (до 15кГ) и малы высоты запуска до 500км. Можно иначе, да и проще вроде...

По мнению экспертов космических агенств разных стран, в XXI веке потребуется выведение и поддержание на орбите большого числа малых КА. В последние годы во многих странах мира созданы технологии, которые позволяют «упаковывать» в небольшие спутники массой от единиц до десятков и сотен килограммов приборы, которые раньше размещались только в КА массой от 500 до 3000 кг. Поэтому с грузоподъемностью в 120-200 кг может обеспечить предоставление широкого круга пусковых услуг в интересах самых разных заказчиков.

Выводить на орбиту спутники при помощи самолетов намного дешевле, чем традиционным способом. Единственной проблемой является ограничение по весу, однако многие современные космические аппараты "вписываются" в эти рамки.

В качестве самолета-носителя может выступать любой летательный аппарат с достаточно высоким "потолком". Это может быть военно-транспортный самолет или даже авиалайнер.

 

В последние годы во многих странах мира созданы технологии, которые позволяют «упаковывать» в небольшие спутники, массой от единиц до десятков и сотен килограммов, приборы, которые раньше размещались в космических аппаратах массой 500-3000 кг. Они способны обеспечить работу на земле метеорологических и информационных систем, таких, как средства для зондирования земли, прогнозирования тропических циклонов, озоновых аномалий, для экологического мониторинга атмосферных загрязнений - в том числе и парникового эффекта. Эти системы нужны для отслеживания возникновения лесных пожаров, организации службы навигации, для контроля за газовыми и нефтяными трубопроводами. Наконец, они применимы для реализации программ дистанционного «космического» образования для школ и университетов России и зарубежных стран, проведения научных фундаментальных и прикладных исследований…

Использовать современные истребители для запусков такой "малой" аппаратуры гораздо дешевле и эффективнее - по сравнению с тяжелыми ракетами-носителями, запуск которых требует больших финансовых затрат, составляющих порою десятки и сотни миллионов долларов. Ракетам также нужны специально оборудованные космодромы, строительство, функционирование и обслуживание которых тоже обходится в сотни миллионов «зеленых».

Для запуска же небольших космических аппаратов, как считают ученые и конструкторы, достаточно нынешней аэродромной сети и самолетов, способных разогнать ракету-носитель до необходимых скоростных величин.

Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн с космической нагрузкой в виде одного или нескольких спутников на высоту полтора-два десятка километров. При этом его скорость должна превышать скорость звука в несколько раз, что обеспечит ракете начальную скорость автономного полета более 2 тыс. км/час. Для трех- или четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя это скорость соответствует скорости в конце работы ее первой ступени при старте с Земли. Что достаточно для выхода ракеты в космос.

Истребитель МиГ-31, как оказалось, очень точно вписывается в требования к подобным самолетам. Его максимальная взлетная масса - под 50 тонн, максимальная скорость, которую он развивает в зависимости от нагрузки и режима полета достигает почти 3000 км\час, статический потолок - до 20 км, а динамический еще больше. Фактически он может взлетать с аэродрома и выводить спутники на околоземную орбиту в любом уголке планеты. Это очень выгодно, как с научно-практической, так и с коммерческой точки зрения.

Правда, для этого самолет необходимо доработать, чем сейчас и занимается КБ имени Микояна, создатель этого истребителя. Необходимо также разработать специальную твердотопливную ракету, способную разгоняться после отделения от самолета до космических скоростей и нести на себе необходимое количество микроспутников. Этим сегодня занят Московский институт теплотехники. Опыт работы над подобной  ракетой у него есть. В конце концов, она будет представлять собой уменьшенную в весе и размерах ракету-носитель «Старт-1» с новыми ракетными двигателями. Хотя конструкторам МИТа такое сравнение, видимо, не очень понравится. Каждое новое изделие, как и каждый ребенок, считают они, никогда не похож на предыдущего.

 

По словам директора МИТ Ю. Соломонова, новая ракета будет оснащена твердотопливным двигателем, что гарантирует её безопасность в эксплуатации и позволит избежать использования токсичных компонентов. Комплекс  предназначен для запуска на околоземную орбиту малых космических аппаратов гражданского назначения массой до 160 кг на расстояние до 1500 км от Земли. Особенностью комплекса является его база – самолет МИГ-31, способный поднять на необходимую высоту малогабаритную ракету со спутником. Малые космические аппараты могут решать задачи обеспечения спутниковой связи и навигации, проводить космическое зондирование Земли и её атмосферы.

В 1987 г. ОКБ МиГ доработало пару МиГ-31 под иной состав вооружения. Самолет получил обозначение МиГ-31Д ("изделие 07"). МиГ-31Д входил в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата 30П6, головным разработчиком которого выступало ЦКБ "Алмаз" (ныне - НПО "Алмаз" им. А.А. Расплетина).Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под нее.

 

 

 

 

МиГ-31Д в ангаре полигона Сары-Шаган

В 1983 г., в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии от 6 января того же года, в ОКБ им. А.И. Микояна было разработано и защищено техническое предложение по такому самолету, а 27 ноября 1984 г. вышло необходимое для создания нового комплекса постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эскизный проект МиГ-31Д ("изделие 07") был разработан и защищен у заказчика в 1985 г. В том же году была подготовлена и передана на серийный авиазавод в Горьком (Нижнем Новгороде) техническая документация для постройки первых самолетов данного типа.

Постройка первой опытной машины (бортовой № 071, т.е. "изделие 07", 1-я машина) завершилась к концу 1986 г., и 17 января 1987 г. экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И. Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в первый полет.

Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200-килограммовый массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для "изделия". МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла ("ластами"), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. "Ласты" служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты.

Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Он впервые облетанный 28 апреля 1988 г. Анатолием Квочуром и Леонидом Поповым. Программа испытаний продолжалась несколько лет, но была приостановлена в начале 90-х из за неясной ситуации с появлением новой ракеты.

К началу 90-х гг. этап летно-конструкторских испытаний был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон "Сары-Шаган" на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили отработку все новые советские ракетные системы ПВО и ПРО.

Можно предположить, что МиГ-31Д создавался в рамках программы отечественных "звездных войн" для уничтожения орбитальных станций и ИСЗ противника. В США подобная система разрабатывалась по программе ASAT и включала двухступенчатую ракету на носителе McDonnell Douglas F-15. Истребитель, работая в качестве первой ступени, "выскакивал" на динамический потолок и запускал ракету.

По информации зам.генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 г. начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу будет положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет запускаться с летающей пусковой установки - истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ "Вымпел", специализирующимся на создании УР класса "воздух-воздух". Первый опытный запуск этой РН ожидается в 1999-2000 гг.     В настоящее время машины 071 и 072 находятся в Казахстане. МиГ-31 также служит носителем гиперзвуковой летающей лаборатории

 

Самолет носитель
Экипаж 1 человек
Двигатель 2хДЗОФ6
Тяга двигателей 2х15500кГ
Скорость 2800-3000км/час
Потолок 20000м
Взлетная масса максимальная 50т

Ракета носитель
Длина 7м
Диаметр максимальный 1100мм
Масса 5500-7000кГ
Масса спутника максимальная 200кГ
Размер спутника диаметр 800мм, длина 1200мм
Орбиты запуска до 2000км

Цена доставки одного спутника на орбиту не более 50000$ (расходы на керосин и наземное обслуживание).

Если все орбиты подобны орбите орбитальной станции МИР, у которой из 90 минут витка 45 минут была видна территория России и имеют 8-20 кратную копию по экватору, а на каждой орбите 8-20 спутников то имеем «по умолчанию» 85% радиовидимости суши. Это базовый геополитический фактор России.

 

 

Одной из новинок недавней выставки в Сингапуре стал представленный казахстанской компанией «Казкосмос» проект перспективного авиационно-ракетного комплекса «Ишим», предназначенного для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов с помощью ракеты-носителя, стартующей с борта самолета МиГ-31И. «Ишим» является совместным проектом России и Казахстана (о чем свидетельствует и само название комплекса - по имени реки, протекающей по территории обеих стран), реализуемым «Казкосмосом» в сотрудничестве с российскими предприятиями - РСК «МиГ» и Московским институтом теплотехники.

 

 

 

22 августа 2003 г. казахстанские средства массовой информации сообщили о рабочей поездке премьер-министра республики Даниала Ахметова в Актюбинскую область. По информации «Казинформа» Ахметов посетил испытательный полигон «Сары-Шаган» на западном побережье озера Балхаш и г. Приозерск, расположенные на территориях Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской и Кызылординской областей Казахстана. Здесь казахстанский премьер ознакомился с объектами противовоздушной обороны, работой Учебного центра ракетных войск и артиллерии, Центра Сил воздушной обороны Казахстана, деятельностью национального Центра радиоэлектроники и связи. Как сообщил «Казинформ», посетил Даниал Ахметов и расположенный на полигоне «ангар самолетов МиГ-31»: именно здесь еще с начала 90-х гг. в законсервированном состоянии находились два опытных самолета МиГ-31Д, которые в свое время должны были стать грозной системой оружия, но в силу изменения внешнеполитической обстановки, распада Союза и экономической ситуации в России так и остались невостребованными. Теперь эти машины решено использовать в мирных целях - по предложению казахстанских и российских ученых и конструкторов законсервированные на Балхаше бывшие боевые МиГ-31Д относительно несложно переделать для обеспечения воздушного старта новой космической ракеты-носителя, способной выводить на околоземную орбиту малогабаритные коммерческие спутники связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли и обслуживания сотовой связи.

 

Казахстан располагает для этого не только самими самолетами, но и одним из наиболее оснащенных в мире полигонов с развитым комплексом наземных средств телеметрии, сопровождения и управления. В распоряжении расположенного в выгодном географическом положении (45°49' с.ш. 73°38' в.д.) «Сары-Шагана» немало радиотехнических и оптических средств для измерения параметров и управления космическими аппаратами. В его состав входят три антенных комплекса ТНА-57, антенные комплексы Б-529 «Ромашка» и Б-834, квантовая оптическая система «Сажень-С» и др. Передача данных заказчику может осуществляться по волоконно-оптическим линиям связи. Создание самолета-носителя МиГ-31И (И - от «Ишим») решено поручить разработчику базового самолета МиГ-31Д - Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», а ракеты-носителя (РН) воздушного старта - Московскому институту теплотехники (МИТ), известному своими первоклассными боевыми ракетными комплексами «Тополь-М» и «Булава».

Первая информация о намерениях Казахстана и России создать комплекс «Ишим» появилась вскоре после встречи премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова с директором МИТ Юрием Соломоновым, которая произошла 23 марта 2005 г. На встрече было отмечено, что «Казахстан и Россия обладают всеми необходимыми предпосылками для создания комплекса «Ишим» - имеются самолеты-носители и аэродромы». При этом Юрий Соломонов подчеркнул, что МИТ способен в короткие сроки спроектировать и изготовить новую РН, оснащенную твердотопливным двигателем, что «гарантирует ее безопасность в эксплуатации и позволит обойтись без токсичных компонентов». Подчеркивалось, что «Ишим» имеет мирную и сугубо коммерческую направленность: комплекс будет выводить на околоземную орбиту высотой 200 км малогабаритные космические аппараты массой до 160 кг. Старт РН предполагается осуществлять с борта самолета МиГ-31И, совершающего полет в стратосфере.

 

В результате, 3 октября 2005 г. было принято постановление Правительства Республики Казахстан №989, уточнившее реализуемую в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №1513 от 25 января 2005 г. Государственную программу «Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 гг.». Раздел 2 указанной Программы «Развитие наземной инфраструктуры для запуска и управления космическими аппаратами различного назначения» был дополнен графой 2: «Создать авиационный ракетно-космический комплекс «Ишим» на базе самолета МиГ-31Д». Аналогичная строка была добавлена и в раздел 1 приложения к постановлению Правительства Республики Казахстан №558 от 3 июня 2005 г. «О государственных закупках работ, имеющих важное стратегическое значение», определяющий перечень работ, выполняемых акционерным обществом «Национальная компания «Казкосмос». Финансовые затраты, связанные с созданием АРКК «Ишим» на базе самолета МиГ-31Д были определены постановлением в размере 18 404,4 млн тенге (около 144 млн долл.), в т.ч. в 2005 г. - 500 млн тенге (3,9 млн долл.), в 2006 г. - 1000 млн тенге (7,8 млн долл.), в 2007 г. -16 904,4 млн тенге (132,3 млн долл.).

 

Примерно в то же время группой ученых Московского авиационного института при поддержке специалистов ОКБ им. А.И. Микояна было предложено использовать самолет-носитель МиГ-31С для воздушного запуска двух- или трехступенчатой микроракеты-носителя «Микрон» с гибридными двигателями, способной выводить на орбиту малые спутники массой до 200 кг.

Согласно информации, представленной «Казкосмосом» в Сингапуре в феврале этого года, комплекс «Ишим» предназначен для оперативного выведения на различные орбиты большого количества малых спутников. Он включает в себя два самолета-носителя МиГ-31И, подвешиваемую под фюзеляжем самолета трехступенчатую ракету-носитель, а также воздушный командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД.

 

Взлетная масса самолета МиГ-31И с ракетой-носителем должна составить 50 т, дальность полета до точки пуска - 600 км, высота точки пуска - от 15 до 18 км, а скорость носителя в ней - 2120-2230 км/ч.

Разрабатываемая Московским институтом теплотехники трехступенчатая ракета-носитель, все ступени которой снабжаются работающими на нетоксичных компонентах твердотопливными ракетными двигателями, имеет массу 10 300 кг, длину 10,76 м и диаметр корпуса 1,34 м. В хвостовой части ракеты располагаются раскрывающиеся рули решетчатого типа. Размещенный под головным обтекателем в носовой части ракеты отсек полезной нагрузки имеет длину 1,4 м и диаметр 0,94 м.

Стартующая с борта МиГ-31И ракета способна выводить на круговую орбиту с наклонением 46° космические аппараты массой до 160 кг (на высоту 300 км) или до 120 кг (на высоту 600 км). Параметры орбиты выведения могут меняться в широких пределах, включая высокие эллиптические, гелиосинхронные, экваториальные, полярные, с наклонением до 115° и т.д.

Использование комплекса «Ишим» предлагается как с собственного аэродрома в Казахстане, так и непосредственно с территории государства-заказчика, при взлете самолета с аэродрома первого класса. Согласно заявлению представителей «Казкосмоса», запуске помощью комплекса «Ишим» космического аппарата возможен в течение всего 20 дней от момента получения заявки и оплаты предоставляемых услуг, что позволяет заказчику оперативно восстанавливать свою орбитальную группировку в случае нарушения ее работоспособности (потери или аварии находящихся на орбите спутников).

Согласно заявлениям официальных представителей МИТ, работы по созданию ракеты-носителя для комплекса «Ишим» идут по утвержденному графику, и уже в 2007 г. первые такие изделия могут быть готовы для проведения испытаний. К этому же времени РСК «МиГ» должна доработать имеющиеся МиГ-31Д в вариант МиГ-31И. Так что уже совсем скоро «Ишим» сможет приступить к запускам на околоземные орбиты первых микроспутников.

 

Интерес к проекту уже проявили ряд британских, израильских и итальянских фирм. Продолжаются переговоры казахстанского правительства и с другими зарубежными компаниями, заинтересованными в эффективном и сравнительно дешевом освоении космического пространства и специализирующимися на выведении на низкие околоземные орбиты малых спутников гражданского назначения. В 2006 году на авиавыставке Asian Aerospace 2006 компания КазКосмос из Казахстана впервые публично представила перспективный авиационно-ракетный комплекс выведения на орбиту «Ишим». Заметим, что уже и Израиль собирается запускать спутники при помощи самолетов, сообщает World Tribune.

Для разработки этого проекта был создан консорциум, в состав которого вошли компании Rafael, Israel Armament Authority и IAI, которая станет головным предприятием-разработчиком.

 

 

У Казахстана в настоящее время, по разным подсчетам, имеется до 43 истребителей МиГ-31 и 16 МиГ-25. МиГ-31 способны подниматься на высоту 25 километров, откуда будет производиться запуск твердотопливной ракеты-носителя с полезной нагрузкой до 200 килограммов.

В 2007 году модернизированные самолеты МиГ-31 будут готовы к испытаниям.

12.06.2007. Правительство Казахстана приняло решение закрыть совместный с Россией космический проект Ишим, в виду экономической нецелесообразности, передает Lenta.ru.

Но позднее казахская сторона пришла к выводу, что проект является для нее невыгодным и его следует закрыть. С этой инициативой выступило Национальное космическое агентство (Казкосмос). Глава Казкосмоса Талгат Мусабаев на заседании казахского правительства заявил: "Мы, к сожалению, вынуждены закрыть этот проект из-за слабой маркетинговой проработки и невозможности выхода на рынок". Он также подчеркнул, что позиция его ведомства полностью соответствует позиции Комитета национальной безопасности, упомянув, что проект Ишим, конечно же, технически красивый.

"Основной причиной стало отсутствие межправительственного соглашения по проекту данного комплекса", - отметил Т.Мусабаев, Маркетинговые исследования проекта прежде не были проведены на должном уровне, есть также ряд технических недоработок". "Прежде был недоработан эскизный проект комплекса, и сейчас затягивается работа по техническому проектированию комплекса, в частности, ракеты-носителя.

 

Таким образом = Средства выведения это:

Средства выведения могут быть двух типов: авиационный носитель (типовой истребитель или беспилотный вертолет со сверхзвуковым винтом переменного диаметра). В первом случае масса спутника до 200кГ, во втором до 2000кГ. Цена 1кГ на орбите не более 300$. Формирование группировки не более 1 месяца.

 

 

 Несущий винт изменяемого диаметра. Привалов Леонид Валентинович (патенты 2074100, 4539910 и др.)

 Гиперзвуковая ракета С-200.

Впервые для своих сограждан о наличии в стране столь дальнобойной системы ПВО сообщил 9 сентября 1983 г. начальник Генерального штаба Маршал СССР Н.В.Огарков. Это случилось на одной из пресс-конференций, состоявшихся вскоре после случая с корейским "Боингом-747", сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г., когда было заявлено, что этот самолет мог быть сбит и несколько раньше над Камчаткой, где находились "зенитные ракеты, называемые в США САМ-5, с дальностью действия свыше 200 километров".

Действительно, к тому времени ЗРС дальнего действия уже была хорошо известна на Западе. Средства космической разведки США непрерывно фиксировали все этапы ее развертывания. По американским данным, в 1970 г. количество пусковых установок С-200 составляло 1100, в 1975-м - 1600, в 1980-м -1900. Своего пика развертывание этой системы достигло в середине 1980-х гг., когда количество пусковых установок составило 2030 единиц.
С-200 стала и предметом переговоров между СССР и США, поскольку, по американским данным, в 1973-1974 гг. на полигоне в Сары-Шагане было проведено около 50 летных испытаний, во время которых РЛС системы использовалась для "слежения за баллистическими ракетами". Поскольку к тому времени между СССР и США уже был подписан Договор об ограничении систем ПРО, США в Постоянной консультативной комиссии по соблюдению этого Договора был поставлен вопрос о прекращении подобных испытаний. В результате американского протеста подобные испытания средств С-200 были прекращены.

Конструктивно корпус маршевой ступени ракеты 5В21 состоял из семи отсеков.

8 ноября 1991 г. наши испытали первый в мире гиперзвуковой реактивно-прямоточный двигатель, установленный на борту ракеты С-200. Исследователи Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) и Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) добились первой победы (программа Холод).

Тот, кто создаст мощные ГПВРД, получит ключ к созданию сверхвысотной (40-80 км) и сверхскоростной (8-10 Махов) авиации. Такие аппараты смогут, разогнавшись во всю прыть, выскакивать в космос, покрывая тысячи километров по баллистической траектории, с выключенными двигателями. При этом гиперзвуковому самолету не приходится, как ракете, тащить на себе груз окислителя в дополнение к бакам с горючим. Гиперзвуковому аппарату нужно только топливо – а воздух для его горения он на огромной скорости наберет из атмосферы. Даже из очень разреженной. Вот почему гиперзвуковые аппараты смогут летать там, где не летает ни один реактивный самолет – на высотах до сотни верст над планетой.

Запуск спутников до 1500кГ российским самолетом разведчиком М55.

 

 

 

 

 Возвращаемый космический аппарат X-98xx на самолете разведчике С-55.

 

 

 

Аналог американский